Что еще важно знать
Анализ календарного графика будущей деятельности в период обучения в аспирантуре должен быть проведен в течение первого месяца со дня зачисления аспиранта им самим в тесном взаимодействии с его научным руководителем. При этом следует подчеркнуть решающее значение участия научного руководителя в планировании работы аспиранта. Без использования опыта научного руководителя в организации будущей работы аспиранта некоторые этапы планирования, требующие научного прогнозирования, научной интуиции, научной экстраполяции результатов исследований, полученных ранее до начала подготовки данного аспиранта, практически недоступны начинающему аспиранту. Работа научного руководителя и аспиранта находится под постоянным контролем заведующего кафедрой.
Показатели конкретного плана работы над диссертацией на период до первой аттестации учитывают предварительно накопленный научный задел и должны быть выбраны таким образом, чтобы аспирант и его научный руководитель могли бы убедительно обосновать перед аттестационной комиссией актуальность, научную новизну и практическую значимость выбранного направления диссертации, четко сформулировать ее тему, показать реальность завершения диссертации за отведенное время обучения в аспирантуре. Для достижения этих целей необходимо (с учетом составленного перед поступлением в аспирантуру реферата) изучить текущее состояние рассматриваемого вопроса по литературным источникам, что составляет 50 – 60 % объема работы по библиографическому обзору, и завершить достаточно полное научно-методическое обоснование содержания и взаимосвязи теоретической и экспериментальной частей диссертации, что можно оценить примерно в 10 % объема работы по каждой из этих частей.
Утвержденная аттестационной комиссией тема диссертации вписывается в индивидуальный план работы аспиранта и затем утверждается ученым советом факультета или научно-учебного комплекса (НУК).
Таким образом, первая аттестация для каждого аспиранта служит своеобразным рубежом, разделяющим работу на два периода – поисковый и плановый. Степень разработки проблемных вопросов и обоюдное «видение» диссертации аспирантом и его научным руководителем на этом рубеже должно достигнуть такого уровня, который бы позволил в дальнейшем устанавливать четкую очередность и реальные сроки выполнения отдельных этапов работы.
Для очных аспирантов в период обучения между первой и второй аттестацией необходимо сделать решающий шаг в выполнении основной, наиболее трудоемкой части работы (теоретической или экспериментальной) и запланировать обсуждение первых полученных результатов, которые затем следует представить к публикации. Для аспирантов заочного обучения этот период можно удлинить примерно в полтора раза.
Следует обратить внимание на необходимость своевременного опубликования полученных результатов при выполнении диссертации в ведущих научных журналах в течение всего времени обучения.